Как настоящий ТУ–104А из Самары оказался в Рыбинске на «Горе»?

Самолёты Ту-104-были первыми отечественными реактивными пассажирскими самолётами с 1956-1980гг. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе самолёту присуждена золотая медаль. На специальном самолёте Ту-104 моделировались условия невесомости для лётчиков из 1-го отпряда космонавтов! На Ту-104 установлено 26 мировых рекордов!

В 80-е годы Павел Фёдорович Дерунов решил воздвигнуть памятник под стать моторостороительному заводу и купил списанный самолёт Ту-104А с регистрационным номером СССР-42460 и серийным номером 96601902.

К сожалению, многие из тех, кто принимал в этом непосредственное участие, уже ушли из жизни. Но всё–таки нашёлся человек, который смог пролить свет на уже забытую всеми историю самолёта ТУ–104А. Тамара Алексеевна Апарнева в 70–80-е годы прошлого века работала на моторостроительном заводе.

— Почему решили установить этот памятник? Вы знаете, что на этом месте резкий перепад отметок, тут начинается Гора. И думали, как этот перепад оформить, — вспоминает Тамара Алексеевна. — Жилой дом построить нельзя. Идею подал начальник бюро эстетики моторостроительного завода Владимир Викторович Шпрангер: «Давайте поставим постамент и самолёт, который отражает идею нашего завода».

Его поддержал генеральный директор предприятия Павел Дерунов. И началась работа. Нашли списанный, отработавший свой срок лайнер. Он прилетел из Самары в Туношну, откуда его на барже доставили по Волге до дворца спорта «Полёт». Почему не сразу в Рыбинск? Видимо, не нашлось площадки должной длины для его приземления.

В 1982-м году работникам моторостроительного завода пришло задание – срочно сделать фундамент под постамент. Проблема была в том, что на этом месте проходит большое количество сетей и крупный канализационный коллектор. — В 1983-м году постамент построили, а через несколько месяцев водрузили на него и ТУ–104».

На берегу Волги прибывший на барже из Ярославля лайнер находился недолго. Там его от вандализма охраняли сотрудники милиции.

Долго прорабатывали маршрут, по которому его можно доставить до улицы Моторостроителей. Решили, что наилучший вариант – улицы Свободы – Плеханова – бульвар на Моторостроителей.

Т Тащили самолёт ночью, летом 1983-го года. Сделали это для того, чтобы машины не мешали столь сложной операции. Помогали сотрудники ГАИ, операция прошла успешно – крылатую машину на своих шасси довезли до места.

Не менее сложной была задача установить его на постамент. Сделали это с помощью тросов, а под горой, перед «близнецами» стояла лебёдка.

Как вспоминают современники: «Самолёт поставили на необлицованный постамент, который долгое время был окружён забором. Рядом находилась сторожка с грозным сторожем, который не подпускал к самолёту. Потом забор убрали, но под самолёт ещё долгое время не пускали. Место было священным».

Окончательное благоустройство территории вокруг памятника завершили в 1984-м году: сделали лестницы по обеим сторонам постамента, а площадь у самолёта облицевали плиткой.

После установки сделали ещё один проект – под использование достаточно просторного салона самолёта в будущем. Внутри решили соорудить детский кинотеатр. Но воплотили в жизнь – запретили пожарные. В Свердловске (сейчас Екатеринбург) в своё время тоже установили самолёт, который приспособили под кинотеатр. Но произошла трагедия – в салоне случился пожар.

К Когда постамент возвели, начались жаркие споры – как же его использовать и использовать ли вообще?

Павел Фёдорович Дерунов считал, что всё внутреннее пространство постамента нужно засыпать землёй для большей устойчивости сооружения, но работники завода настояли на более интересной идее. Так в помещение постамента заехала спортшкола по боксу. Но если жизнь под самолётом закипела, то в нём самом оставалась пустота. Вето, наложенное на лайнер пожарными, стало настоящим приговором железной птице.

В конце 90–х – начале 2000–х годов в салон самолёта постоянно проникали хулиганы. Они сломали оборудование, изрезали сиденья и неоднократно гадили

 

Поворотным в судьбе самолёта стал 2016-й. В преддверии столетия НПО «Сатурн» его руководство решило вернуть памятнику прежний облик. Траты разделили пополам с администрацией: промышленный гигант отвечал за сам лайнер и фасад его постамента, чиновники – за крышу спортшколы.

Источник: https://cheremuha.com
просмотров: 750

Читайте также: